Задача изгиба двутавра на двух шарнирных опорах распределенной силой в Fidesys 3.1

В данной статье мы рассмотрим базовые возможности по созданию балочных моделей в программном комплексе Fidesys версии 3.1.

Расчетная схема приведена на рисунке ниже.

Сначала необходимо построить геометрическую модель конструкции.

Для этого необходимо перейти в "Геометрия"->"Кривая"->"Создать", выбрать из выпадающего меню "Расположение" (это один из вариантов быстрого создания прямой линии).

Далее необходимо задать через пробел координаты вершин начала и конца линии (прямая линия - частный случай кривой).

После того как координаты заданы, нужно нажать "применить". В консоли отобразится команда, которая в итоге реализуется в программном комплексе.

В командной строке внизу есть вкладка "История" в которой можно будет посмотреть все команды, использованные при подготовке модели на расчет.

После того как создалась линия мы видим, что фон слишком светлый и неудобно смотреть на модель. Для того, чтобы изменить цвет фона нужно нажать правой кнопкой мыши по пустому пространству и выбрать "Настройки".

В настройках найти "Экран", а там "Цвет фона" и задать нужные цвета для верха и низа экрана (т.к. в программе доступно градиентное окрашивание фона).

Выбираем цвет из таблицы цветов.

Также делаем и для низа экрана.

Вот такой будем иметь результат. Модель стало лучше видно.

Далее создаем следующую линию и понимаем, что без нумерации сложно работать с моделью.

Чтобы включить нумерацию линий заходим "Геометрия"-"Кривая"-"Свойства" и выбираем из выпадающего меню "Надпись". Далее выбираем "ID" и нажимаем применить.

Видно, что нумерация линий появилась.

Далее аналогично можно включить нумерацию для точек (вершин), только уже в разделе "Геометрия"-"Вершина"-"Свойства".

Но если у вас монитор с высокой плотностью пикселей, как в моем случае, тонеобходимо перейти в "Инструменты"-"Настройки" в верхнем меню, далее в настройках найти раздел "Настройки меток" и выбрать размер шрифта подписей, после чего нажать "Сохранить". Если шрифт не изменится сразу, то перезапустите программу и вы увидите, что шрифт изменился.

Видно, что шрифт стал больше.

Далее создаем остальные два участка из линий, расположенных симметрично относительно оси.

Необходимо заметить, что когда таким образом создаются линии, они создаются независимыми и не имеют общих точек. В окне модели видно, что номера смежных узлов лежат один на другом, что говорит об отдельности точек.

Чтобы связать линии друг с другом в пересекающихся точках необходимо перейти в "Геометрия"-"Вершина"-"Срастить" и в поле "ID вершин" вписать номера вершин или, как в нашем случае, "all", после чего нажать "Применить".

Видно, что произошло слияние точек (вершин) и теперь соседние линии имеют общие точки, что нужно для построения связанной сетки.

Далее строим сетку. Переходим в "Сетка"-"На кривых"-"Построение сетки", в поле выбор кривых можно добавить кривые как перечислив их номера через пробел, которые можно посмотреть в дереве слева, либо сначала кликнув в поле "выбор кривых", а затем, зажав "ctrl" прокликать их в окне модели и они появятся в поле. Также можно просто написать "all", если сетка предполагается одинаковая на всех линиях.

Далее выбираем из выпадающего списка алгоритм построения, в нашем случае "равномерно". Затем ставим точку в "Интервал" и пишем в поле "Интервал" то количество элементов на которое желаем разбить каждую из линий. Затем нажимаем "Применить" и "Построить сетку".

"В консоли выходят сообщения, что сетка построена."

Слева в дереве мы можем посмотреть геометрические элементы из которых состоит наша модель.

Если мы выберем "выбор кривых" в верхних функциональных кнопках и выберем кликом кривую с построенной сеткой, то сможем в странице свойств слева увидеть параметры линии и сетки на ней.

Следующим шагом (но не обязательно в такой последовательности делать) является добавление материала.

Переходим в "Материал"-"Управление материалами", после чего открывается окно задания свойств.

Чтобы добавить материал нужно либо перетащить вариант из правого верхнего окна с помощью мышки, если вас устраивают размерности (пресеты сделаны для модели, построенной в метрах).

Удалить созданный материал можно кликнув по нему правой кнопкой мыши, а затем выбрать "Удалить".

Либо можно создать его заново, введя имя нового материала.

После того как мы создали имя нового материала можно открыть дерево слева и начать перетаскивать в правое нижнее окно необходимые свойства.

Далее необходимо заполнить значения свойств.

Программа допускает ввод данных через экспоненциальный вид, после чего она автоматически переведет в обычное число, если хватит места, либо оставит в экспоненциальном формате.

После заполнения необходимых полей обязательно нажимаем "Применить", а затем закрываем окно крестиком.

В консоли появятся команды, подтверждающие выполненные действия.

Далее необходимо создать "Блок" со свойствами, которые потом будут передаваться модели.

Для этого переходим в "Блоки"-"Блок"-"Добавить сущности в блок", затем вводим номер блока в боле "ID блока", далее выбираем из выпадающего меню тип наших объектов - "Кривая", затем выбираем сами объекты через прокликивание с зажатым "ctrl" или просто пишем "all", если хотим добавить все объекты в один блок. Затем жмем "Применить".

В дереве мы можем увидеть, что блок создан, но ряд его свойств не определены.

Для задания недостающих свойств идем в "Блоки"-"Блок"-"Свойства/параметры блока", там в "ID блока" вписываем наш номер "1", выбираем из выпадающего списка наш материал, затем тип конечных элементов "Блака", затем порядок элемента (1: 2-узловой балочный элемент, 2: 3-узловой балочный элемент и т.д.).

Затем нам необходимо задать свойства наших балочных элементов, а конкретно - поперечное сечение балки. Нажимаем "Задать свойства балки".

В открывшемся окне выбираем тип сечения и задаем необходимые свойства, после чего жмем "Применить".

Видим как задались свойства балки, однако нужно применить их еще к самому блоку. Для этого не забываем нажать кнопку "Применить", находящуюся ниже задания свойств балки.

Видно как в командной строке появились команды применяющие свойства балки к блоку. Также слева в странице свойств можно увидеть, что все необходимые свойства заданы.

После того как мы присвоили сечение блоку мы можем нажать на иконку двутавра сверху и посмотреть как выглядит сечение балки в итоге.

Такой на самом деле является наша балка.

Следующим этапом будет задание граничных условий. В нашем случае шарниров.

Переходим в "Граничные условия"-"Перемещение"-"Создать" и выбираем на что будет наложено ГУ и по каким степеням свободы. В нашем примере мы накладываем ограничения на точки 2 и 6, запрещая им смещения по осям Y и Z, а также поворот вокруг оси Х. Далее нажимаем "Применить".

После чего в дереве слева появится заданное граничное условие.

Далее аналогично задаем распределенную силу на линии 2 и 4 со значением "-145.94" и направлением "0 0 1", что значит, что сила будет действовать вдоль оси Z однако с отрицательным знаком т.к. сила "-145.94". Нажимаем "Применить".

Также меню "Зависимость ГУ" можно редактировать значения сил, перемещений и других ГУ, а также задавать для них функциональные зависимости. И важно не забывать применять изменения, нажимая "Применить".

Далее необходимо отправить задачу на расчет, зайдя в "Настройки расчета"-"Статический"-"Общие". Затем нажимаем "Применить" и "Начать расчет", после чего появится окно для выбора места сохранения и задания имени файла. Задаем необходимое и жмем "Сохранить".

Наблюдаем в командной строке за ходом решения и сообщениями. Когда получаем сообщение "Calculation finished successfully" можем переходить к просмотру результатов.

Для этого идем в "Результаты" и там нажимаем "Открыть результат". После чего откроется постпроцессор.

Так выглядит постпроцессор Fidesys Viewer 3.1.

Чтобы было лучше видно можем сразу изменить фон.

И включим отображение 3D вида модели, чтобы смотреть напряжения по сечению.

Для просмотра деформированного состояния нажимаем кнопку "Деформировать по вектору" - зеленая кнопка с изогнутой балочкой.

Затем выбираем масштаб отображения деформаций и нажимаем "Применить".

Получаем деформированный вид.

Далее из выпадающего списка выбираем "напряжения".

После чего из соседнего списка "Мизес", если хотим посмотреть von Misses Stress.

Видим шкалы значений. Одна из них относится к отображению исходной модели, вторая к 3D виду. Чтобы отключить лишнюю нажимаем на иконку "глаза" в дереве.

Изучаем полученные результаты.